• Вы находитесь тут:
  • Bad Android
  • Блоги
  • Забытый душевнобольной гений — история о Камиле Клодель

Забытый душевнобольной гений — история о Камиле Клодель

Камила Клодель была любовницей Огюста Родена, его музой и самой одаренной ученицей. За трагической историей ее жизни скрыт огромный талант женщины-скульптора.

Камиль Клодель

«Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, принадлежит ей».

Так Огюст Роден сказал о свою самую талантливую ученицу Камиллу Клодель. Когда известный французский скульптор взял ее под свою опеку, ей было всего 19, а ему 42.

Он сразу увидел ее необычайный талант

В 20 она создала свою первую выдающуюся работу «Портрет Поля Клоделя в 16 лет» (1884 г.), глиняный бюст своего младшего брата, такого же талантливого юношу, который станет известным поэтом и драматургом.

Брат Камилы Поль

Роден, без сомнения, помог раскрыться таланту молодой женщины, но их бурные отношения обогатили и его работы.

Это непростое партнерство продолжалось почти 15 лет, но в конце концов Камила почувствовала потребность отделиться от своего наставника. Ведь она была не только одаренной ученицей Родена, но и его помощницей, музой и любовницей.

Она чувствовала, что единственный способ получить признание за свою работу и развивать дальше свой талант, это уйти от знаменитого скульптора.

Клодель уничтожила большую часть своих произведений

Однако после развода с ним ее творческая жизнь трагическим образом оборвалась.

В прошлом году мир отметил столетие со смерти Родена.

Наверное, будет лишним говорить, что его гений является всемирно признанным. Оригиналы и копии его скульптур украшают музеи и общественные места во всем мире.

Среди его самых известных работ — «Бронзовый век», «Мыслитель», «Поцелуй», монументальные и мрачные «Граждане Кале» и другие.

Работы Родена известны во всем мире

Этого, однако, нельзя сказать о Клодель, хотя интерес к ее жизни и творчеству постепенно растет с 1980-х годов.

Французской скульпторши посвящены несколько кинофильмов, многочисленные биографии, даже театральное представление и балет, хотя главной темой в них все равно остаются ее отношения с Роденом.

Сегодня существует всего 90 работ скульптора: она уничтожила большую часть своих произведений, а остальные потерялась.

Из работ, дошедших до нас, большинство-это небольшие, трогательно-нежные скульптуры, резко контрастирующие с величественными произведениями Родена.

Многие из них были вылиты из бронзы лишь спустя годы после их создания благодаря Ежену Бло, агенту по продажам Клодель в Париже.

Другие работы, такие как романтическая «Сакунтала», перекликающаяся с эротическими скульптурами Родена, остались в гипсе. Клодель так и не получила заказ на нее.

В отличие от своего знаменитого патрона, Клодель никогда не получала публичных заказов, хотя в течение многих лет регулярно выставляла свои работы.

Ее выдающийся талант привлекал внимание критиков, по мнению которых скульптуры Клодель не уступали своей выразительностью работам самого Родена.

В работах Клодель не так много откровенного эротизма

Однако, в отличие от Родена, в ее работах не так много откровенного эротизма. Зато, их скорее отличает тихая меланхоличность и искренность, что, очевидно, соответствует их камерном размера.

«Это одиночество невыносимо»

Впрочем, если ей и удалось выйти из тени славы Родена, то только для того, чтобы оказаться в одиночестве и неизвестности. Блестяще одаренный Клодель провела последние 30 лет своей жизни в приюте для душевнобольных, борясь с паранойей.

Ее психическое здоровье ухудшалось в течение нескольких лет, а в 1913-м у нее диагностировали тяжелый психоз и отправили в больницу.

В приюте в Виль-Еврари (позже ее перевели в Мондевергю на юго-востоке Франции, где она оставалась до смерти) к ней почти никто не приходил.

Отец, который очень поддерживал ее, умер в том же месяце, когда Камилу принудительно госпитализировали, хотя о его смерти она узнала гораздо позже. А ее мать не желала видеть дочь.

Поль, которому она посвятила такое количество своих произведений, посетил ее всего несколько раз за 30 лет. Когда-то очень близкие брат и сестра обменивались письмами, но дипломат Поль Клодель большую часть времени проводил за рубежом.

Скульптуры Камилы Клодель, которые дошли до нашего времени

Возможно, еще более трагичным является тот факт, что она больше ни разу не коснулся глины.

Жизнь Клодель просто остановилась

Клодель преследовала навязчивая мысль, что Роден украдет ее творческие идеи, если она продолжит работать.

Она писала об этом в бесчисленных письмах, где также выражала свой невыразимую боль. «Это одиночество-просто невыносимое, — писала она врачу приюта в 1915 году. — Тоска переполняет меня, я просто не могу ей сопротивляться».

А впрочем, Роден, создав небольшой фонд для нее, продолжал поддерживать ее финансово даже после своей смерти.

И он всегда настаивал, что в музее его работ, который должен был открыться в Париже, должен быть зал Камилы Клодель.

Музей Родена открылся через два года после смерти скульптора, но комнаты, посвященной творчеству его выдающейся ученицы, так и не было создано.

Теперь, почти век спустя, в живописном городке Ножан-сюр-Сене, что за 100 км от Парижа, открылся Музей Камилы Клодель, где собраны почти все с ее 90 работ.

Семья Клодель поселилась здесь в 1876 году.

Строгое кирпичное здание с большими окнами по проекту Адельфи Скаранелло построенная рядом с домом, в котором семья скульптора прожила три года, после того как ее отца назначили архивариусом города.

Именно здесь юная Клодель создал свои первые известные скульптуры, в частности бюст Бисмарка, «Наполеона», а также «Давида и Голиафа», все из которых были, к сожалению, утеряны.

Гипсовая модель

Трехэтажный музей содержит работы и многих ее современников, в частности Поля Дюбуа и Альфреда Буше. Оба были признаны местными скульпторами в то время.

Именно Буше, который горячо поддерживал молодых художников, стал первым наставником Камилы.

Он сделал это по просьбе отца Камилы, который в отличие от ее матери, очень любил свою дочь и всячески поддерживал ее художественный талант.

Из небытия

Чуть позже она переехала в Париж, чтобы продолжать обучение скульптуре в Академии Коларосси (престижная Национальная академия изящных искусств начала зачислять женщин лишь в 1897 году).

Буше, который больше не мог исполнять роль ее наставника, порекомендовал Камилу Родену. Знакомство с ним стало прорывом, которого стремилась молодая скульпторша.

Хотя Роден придерживался традиций гуманизма, прослеживаемых от Микеланджело, его экспрессия, упрощенные и неуклюжие формы, которые вроде вырастают из первоначальной породы, делали его радикально современным скульптором.

Скульптора Альфреда Буше - "Девушка"

«Думаю, что этот творческий альянс помог Клодель развить свой дар. Хоть бы это не происходило — через диалог, который обогатил ее работы, или, наоборот, из стремления оттолкнуться, чтобы изобрести собственный путь», — объясняет директор музея Сесиль Бертран.

«Этот союз вдохновлял ее и способствовал изобретению совершенно нового и современного стиля. Но порой он ее, наверное, угнетала. Она всегда стремилась к творческой независимости».

Их отношения были эмоционально тяжелыми и впоследствии напряженными (очевидно, в какой-то момент Клодель сделала аборт и, возможно, были и другие беременности, о которых почти ничего не известно; Роден все это время жил с другой женщиной Роуз Бюрэ и их детьми).

А впрочем, их творческий союз стал бесценным источником вдохновения. Одним из величайших достижений Клодель были созданы ею бюст, в том числе и самого Родена.

Выразительный скульптурный портрет с мускулистой, сильной шеей и острыми чертами лица, по словам Родена, был его любимым изображением.

Нежная головка "Маленькой Шатлен"

И как сильно контрастирует суровое лицо его наставника из нежной головкой «Маленькой Шатлен», что прекрасно воспроизводит детскую невинность без лишней сентиментальности.

Что бы не пыталась передать Клодель, свежесть молодости, уязвимость старых тел, ткань спадает волнами, изгибы тел мужчины и женщины, которые слились в вальсе, работы скульптурки всегда отличает чрезвычайное разнообразие и тонкий гуманизм.

Эта ее слава наконец отделяется от ореола мученичества и одиночества, который окружал ее. Камила Клодель теперь предстала из небытия, а ее работы, несмотря на то, что они не насчитывают и сотни, собраны в музее, имеющем ее имя.

Впрочем, эти немногочисленные произведения до сих пор поражают своей свежестью, современностью и силой.

Только с развитием интернета и популяризации искусства в конце 200-х о Камиле Клоден начали вспоминать. Ее признали и начали выставлять ее работы. Забытый душевнобольной гений своего времени…

0

Комментарии


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизируйтесь!
  • Вы находитесь тут:
  • Bad Android
  • Блоги
  • Забытый душевнобольной гений — история о Камиле Клодель
  • Вы находитесь тут:
  • Bad Android
  • Блоги
  • Забытый душевнобольной гений — история о Камиле Клодель