• Вы находитесь тут:
  • Bad Android
  • Блоги
  • Сознание, свобода воли и Бог — неразрешимые загадки?

Сознание, свобода воли и Бог — неразрешимые загадки?

В 1967 году британский биолог, лауреат Нобелевской премии Питер Медавар сформулировал известное определение того, что такое наука, которое стало заглавием его книги — «Искусство неразрешимого».

«Хорошие ученые изучают важнейшие проблемы, которые, как они думают, можно решить. Это и есть их профессиональная задача — решать проблемы, а не бороться с ними», — писал он.

Тысячелетиями лучшие умы нашего вида стремились взлететь на головокружительные онтологические пики — сознания, свободы воли и Бога, — однако не подступились даже до разреженного воздуха внизу их вершин. В отличие от других научных проблем, которые ранее считались неразрешимыми, но впоследствии стали подвергаться стремительному научному прогрессу, как строение атома, молекулярная основа репликации жизни или причины человеческого насилия, выглядит на то, что эти три вершины от нас только удаляются, когда наука ускоряет свой темп.

Как, следовательно, означать эти проблемы? Может, они просто «сложные», как философ Дэвид Чалмерс высказался о проблеме сознания, или, может, они вообще неразрешимы, или «мистерийные», как о них сказал другой философ Овен Фланаган, которого вдохновили рок-группа 1960-х «Знак вопроса и мистериане» [? and the Mysterians]? «Старые мистериане» (old mysterians) были дуалистами, которые верили в нематериальные свойства, которые нельзя объяснить природными процессами, например душу.

«Новые мистериане, — говорит Фланаган, — утверждают, что сознание никогда не удастся объяснить вследствие ограничений человеческого восприятия. Я же утверждаю, что не только проблема сознания, но и проблема свободы воли и бытия Бога есть мистерийными и их никогда не удастся решить, причем не потому, что мы недостаточно умны, а потому, что они неразрешимы в принципе учитывая то, как они сформулированы в языке. Назовите нас в этом лагере «окончательными мистерианами».

Сознание

Сложность проблемы сознания связана с субъективностью нашего качественного опыта. Мы никогда не узнаем, как это быть чем-то, ведь каждый наш опыт является исключительно нашим, то есть субъективным. Невозможно узнать, как это быть летучей мышью (вспоминая известный мысленный эксперимент философа Томаса Нагеля).

Даже если удастся представить, что вы перевоплотились в летучую мышь, то и сознание у вас будет летучей мыши, а не человека, который сможет понять, как это быть летучей мышью. В отличие от коммивояжера в новелле Франца Кафки «Превращение» (1915), который превратился в большое насекомое, но сохранил человеческие мысли, вы же станете лишь членистоногим.

То есть свой субъективный опыт я имею только тогда, когда «я» — это «я». Выйти за пределы этого «я» невозможно.

Это касается и вас, и летучих мышей, и жуков.

Свобода воли

Мало кто из ученых ставит под сомнение то, что мы живем в детерминистском мире, в котором последствия имеют причины (кроме квантовой физики, хотя и там в системе существует скорее случайность, а не свобода).

Однако мы все живем так, вроде бы и в самом деле у нас есть свобода воли. Мы считаем, что свободно выбираем среди разных вариантов и сохраняем определенную степень автономии внутри ограничительных систем. Здесь одно из двух: либо у нас всех иллюзия, либо проблема сформулирована так, что она является концептуально неразрешимой. Мы — это не инертные сгустки материи, которых, словно в пинболе, толкают в разные стороны законы природы. Зато мы являемся активными агентами внутри причинных сетей Вселенной, которые одновременно детерминируются ими и детерминируют их своими решениями.

Это — позиция компатибилизма, с которой появляется воля и ответственность.

Бог

Если создатель Вселенной сверхъестественный, то есть существует вне времени, пространства и законами природы, тогда тайну Его бытия не сможет раскрыть ни одна наука. Если же Он как-то взаимодействует с природным миром извне (например, творит чудеса), то у нас в принципе существует возможность квантифицировать такие провиденциальные акты, впрочем, любые утверждения о такие измерения должны превзойти порог статистической значимости. Если же

Он является природным бытием, которое лишь гораздо разумнее и мощнее, чем мы с вами, то это отличается от того, что большинство людей думает о божественном.

Хотя эти величайшие тайны мира могут быть неразрешимыми для науки, они все-таки крайне важны и вполне заслуживают анализа-хотя бы потому, что они ведут к более глубокому пониманию нашей природы как умных, ответственных и духовных существ.

0

Комментарии


Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизируйтесь!
  • Вы находитесь тут:
  • Bad Android
  • Блоги
  • Сознание, свобода воли и Бог — неразрешимые загадки?
  • Вы находитесь тут:
  • Bad Android
  • Блоги
  • Сознание, свобода воли и Бог — неразрешимые загадки?